LKQ ELIT

Галогеновые лампы с улучшенными характеристиками ─ не просто маркетинг

26 березня 2015

Украинские водители уже привыкли к тому, что, покупая галогеновые лампы головного света, им приходится сталкиваться с определенными трудностями в выборе необходимых источников света. Любой специализированный магазин предлагает десятки моделей галогеновых ламп с немалым ценовым разбросом. Несмотря на то, что конструктив галогеновой лампы не меняется – стеклянная колба, внутри которой расположена нить накала – у этого осветительного прибора есть целый ряд модификаций. Так, в линейке галогеновых ламп Philips сегодня представлены 6 моделей ламп, каждая из которых ориентирована на определенные условия использования и имеет отличные от других характеристики. В то же время среди автовладельцев часто ходят легенды о том, что все лампы на самом деле светят одинаково, а более дорогие модели ламп – обычный маркетинг. Однако опытные тесты показывают, что  освещение дороги стандартной галогенной лампы достаточно сильно  отличается от освещения лампой с улучшенными характеристиками, и это сильно влияет на безопасность передвижения в темное время суток.

Только цифры

Несмотря на значительное снижение интенсивности дорожного движения в темное время суток, ночью в Украине совершается почти 50% дорожно-транспортных происшествий от их общего количества. Эти ДТП характеризуются, как правило, тяжестью последствий, поскольку в темное время суток водитель не имеет возможности точно анализировать дорожные условия и транспортные ситуации при недостаточной видимости и обзорности. Самыми распространенными дорожно-транспортными происшествиями, которые совершают отечественные водители, являются наезды на пешеходов. Поскольку фары автомобиля освещают ограниченный участок дороги, то объекты в освещенной зоне появляются внезапно. Соответственно, расстояние, на котором водитель может распознать пешехода ночью, уменьшается вдвое по сравнению с дневным временем, а время реакции водителя увеличивается примерно вдвое. Так как в большинстве случаев движение в темное время суток осуществляется с ближним светом фар, расстояние видимости проезжей части составляет примерно 30-50м в зависимости от того, правильно или неправильно отрегулированы фары. А в реальных условиях на темной трассе человек, одетый в темную одежду, становится видимым для автомобилиста в лучшем случае за 20-30 метров. Это расстояние при традиционной для загородного движения скорости в 120 км/ч машина проезжает за одну секунду. Водителю только для того, чтобы среагировать на препятствие, проще говоря, перенести ногу с педали газа на тормоз нужно от 0,5 до 1 секунды, а до начала торможения – еще целая секунда (см. табл).

То есть, только для того, чтобы автомобиль начал тормозить, проходит от 1,5 до 2 секунд, а на скорости 120 км/ч - это 66 метров пути. Самым простым и правильным решением данной проблемы является снижение водителем скоростного режима. В то же время повысить собственную безопасность на дороге можно, всего лишь поменяв стандартные галогеновые лампы на лампы с улучшенными характеристиками, которые позволяют существенно повысить освещенность проезжей части.

Путеводная нить

Было проведено сравнительное тестирование стандартных автомобильных ламп Philips Vision +30%, а также ламп с повышенной светоотдачей: PhilipsX-tremeVision +100% и PhilipsX-tremeVision +130%. Все тестируемые лампы имели одинаковые характеристики: цоколь – H1, мощность – 55 Вт, рабочее напряжение – 12 В. Цель теста – определить, на каком расстоянии от автомобиля водитель заметит пешехода в тёмной одежде, которая гораздо хуже заметна в темноте, чем светлая. Тёмная куртка отражает 5% попадающего на нее света, в то время как светлая куртка отражает 80%. Согласно результатам замеров с лампами Philips Vision +30%, водитель замечает пешехода на расстоянии 22 метра. Philips X-tremeVision +100% позволяет идентифицировать пешехода на расстоянии 35 метров, а свет от ламп Philips X-tremeVision +130% делает пешехода видимым для водителя на расстоянии 42 метра. По результатам теста видно, что длина луча стандартной лампы на 20 метров короче, чем у лампы с улучшенными характеристиками. Следовательно, сидящий за рулем человек получает фору в 1,5 секунды или два десятка метров, которых часто не хватает, чтобы затормозить или объехать человека. Если же рассматривать расстояние обнаружения пешехода как границу безопасности, то обратная величина расстояния обнаружения может рассматриваться как потенциальный риск ДТП, т.е. потенциальный риск ДТП = 1/расстояние обнаружения. Тогда применение автомобильных галогенновых ламп с улучшенными характеристиками по сравнению со стандартными лампами уменьшает риск попадания в ДТП с 1/22 = 0,0455 до 1/42 = 0,0238 или на 47,6%.