LKQ ELIT

Торговые войны, Brexit и дизельгейт. Как они могут повлиять на цены автомобилей в Украине

22 серпня 2018

На 23-й Конференции ECG – европейских операторов транспортной логистики, прогнозируют падение производства и экспорта автомобилей из Европы. Корреспондент AUTO-Consulting выяснил, как это отразится на отечественном рынке и ценах на авто в Украине.
Сегодня европейский автомобильный рынок находится, образно говоря, в подвешенном состоянии. Косвенное, и одновременно наглядное подтверждение этого, - отказ многих автомобильных производителей от участия в международных автосалонах. Выступая на Конференции ECG, директор по глобальному производству LMC Automotive Джастин Кокс отметил, что мировой рынок автомобилей готов к росту девятый год подряд. Но этому могут помешать существующие риски. Именно они и беспокоят европейских производителей автомобилей. А также - глобальные международные концерны, которые имеют в Европе свои предприятия. 

В своем докладе под осторожным названием «Обновление Европейской автомобильной индустрии» Джастин Кокс фактически прогнозирует спад на европейском авторынке. Причем, уже в ближайшие годы. 

Прогноз мирового авторынка до 2020 года


Если посмотреть на рост реального ВВП, то по сравнению с прошлым годом, по данным Oxford Economics, он снизится в Европе с 2,5% до 2,2%. А наибольший рост ВВП, в ближайшее время, покажут Индия – 7,3% (против 6,2%), и Бразилия – 2,4% (против 1%). Рост с 2,3% до 2,8% прогнозируется и в США. Во всех остальных странах мира ВВП в 2018-м будет падать. 

Рост продаж автомобилей в нынешнем году, в среднем по Западной Европе прогнозируется на уровне всего 2%. В то время, как в Южной Америке это – 11%. А если говорить о перспективе до 2020 года, то здесь лидерами продаж автомобилей станут Китай - +40%, Индия - +14% и Бразилия - +7%. В Германии – 0%, во Франции - +1%, в Италии - +3%. В США и Японии прогнозируют спад продаж новых автомобилей – по минус 6%, в Великобритании – минус 2%.

Причины такого положения дел и прогнозов, по мнению господина Кокса, – торговые тенденции, изоляция России, брексит Великобритании и санкции против Ирана. 

Экспорт-Импорт


А ведь именно в США, в которых прогнозируется спад продаж, европейские автомобильные производители импортируют 44% (!) своей продукции. На втором месте азиатские страны – 38% импорта автомобилей, на третьем – Центральная Европа – 10%. 

Если говорить о крупнейших европейских экспортерах автомобилей, на сегодняшний день это Великобритания - 30%. Италия экспортирует 27% продукции своего автопрома. Германия – 25%. И тут прослеживаются сразу два риска: брексит крупнейшего экспортера Великобритании и падение продаж в крупнейшем импортере Северной Америке. 

Volkswagen Group экспортирует в США 5% своей продукции (Audi, Bentley, Lamborghini, Porsche, VW). BMW - 15%, Daimler Group (Mercedes-Benz, Maybach, SMART) – 12%, FIAT/Chrysler – 10%, Tata – 23%, Geely – 16%, Honda – 25%. В общей сложности этот экспорт составляет 1,2 млн. авто в год. 

Небольшое уточнение: речь идет о заводах всех перечисленных выше автомобильных производителей, которые находятся в Европе. Даже тех, чьи традиционные вотчины находятся в других странах. Например, Tata – в Солихолле и Кастл Бромвич (Великобритания), Honda - в Свиндоне (Великобритания), Geely - в Гетеборге (Швеция), VW - в Крю (Великобритания), Лейпциге и Штутгарте (Германия) и Санта-Агата Болоньезе (Италия). 

Как мы видим, немало автомобильных предприятий находится в Великобритании. И сегодня из-за брексита, по большому счету, не совсем понятно, какие модели они будут производить (и будут ли работать вообще) в ближайшие годы. В частности, под вопросом производство в Великобритании MINI Clubman, MINI One/Cooper, Opel Astra, Honda Civic, Infiniti Q30, Toyota Avensis. 

Закрытие британских автомобильных предприятий поставит перед автоконцернами проблему переноса производства. Новые заводы не построишь за год и в любом месте. И далеко не всегда есть возможность разместить модели, которые выпускают в Великобритании, на конвейерах существующих заводов. Особенно европейских. Например, в BMW уже просчитывают вариант перенести производство со своего завода в Британском Оксфорде (22% продукции компании) в Китай. Для Украины математика здесь простая: перенос производства автомобилей из Великобритании в другие страны сделает их доставку дороже, что повлияет на окончательную цену авто. 

По прогнозу Джастина Кокса, после окончательного выхода Великобритании из Евросоюза в 2020 году, европейский рынок автомобилей станет меньше на 1 млн. шт. И по оптимистическому сценарию общие продажи на европейском рынке составят 3 млн. авто в год. А по пессимистическому – 2,5 млн. 

Но самое страшное – это неопределенность, поскольку никто точно не знает, что будет после брексита. А неопределенность, как известно, плохо влияет на продажи автомобилей. 

Однако, брексит – не единственный риск европейского рынка, который может коснуться Украины.

Дизельгейт


Скандал с манипуляциями вредными выхлопами дизельных автомобилей концерна Volkswagen, кардинально изменил не только отношение к «народным автомобилям», но и весь европейский рынок. 

По данным Джастина Кокса, если в 2013-м часть новых дизельных авто в продажах на европейском рынке составляла 55%, то сейчас это 41%. И эта тенденция продолжается, поэтому к концу 2018 г, процент дизелей может упасть до 37%. В то же время, количество автомобилей с бензиновыми моторами, может вырасти до 58%.

Но дело не только в штрафах, которые выплатил концерн Volkswagen. Дизельгейт сфокусировал внимание общественности на проблеме вредных выбросов в атмосферу всех, а не только дизельных авто. Поэтому, Европарламент начал ужесточать экологические требования к автомобильным производителям и к выпускаемой ими продукции (автомобилям). Инвестиции, вложенные в разработку и внедрение более чистых технологий в ДВС, естественно повлияли на увеличение стоимости конечного продукта – автомобиля. А экологические налоги на авто в разных европейских странах, резко сменили приоритеты покупателей при выборе машины. 

Что, в какой-то степени повлияло на неравномерную (не такую, как планировалось, когда дизель был в тренде) загрузку производственных мощностей. Кроме того, многие потенциальные европейские покупатели решили вообще отложить приобретение нового автомобиля до прояснения обстановки. 

Сложность ситуации «дизель против бензина» состоит еще и в том, что сокращение продаж автомобилей с дизельными силовыми агрегатами в Европе, повысило общий уровень выбросов СО2. И если европейские производители не будут соблюдать правила для вредных выбросов, они рискуют получить штраф в 4,5 млрд. евро. А, как уже говорилось, новые инженерные решения, которые вынуждены находить и применять автопроизводители для уменьшения вредных выбросов, делают автомобили дороже. Еще дороже делают эксплуатацию автомобилей с ДВС налоги на вредные выбросы. 

Исполнительный директор ECG Майк Штургеон представил новый тест для измерения расхода топлива и выбросов CO2 WLTP. Этот новый улучшенный лабораторный тест на потребление топлива заменяет NEDS, который применялся с 1980-х годов. WLTP дополняется тестом Real Driving Emissions (RDE), который будет измерять выбросы загрязняющих веществ при движении в реальных условиях трафика на дороге. WLTP обеспечит гораздо более точную основу для расчета расхода топлива на автомобиль и выбросов CO2, поскольку он отражает более реальные факторы и, следовательно, производительность автомобиля на дороге. Этот тест будет применяться ко всем новым регистрациям автомобилей уже с сентября 2018 года. 

На сегодняшний день новым требованиям уже полностью соответствуют Volvo, Mitsubishi, Toyota, Lexus, Daimler, Jaguar, Land Rover, Peugeot, Citroen DS, Nissan, Infiniti, модели Renault Group. А инженеры Volkswagen заявили, что не успевают подготовить моторы к прохождению нового теста. 

Логистика

Для защиты логистики нужны инвестиции в ремонт и содержание дорог, мостов, тоннелей и портов стран ЕС. Но правительства некоторых стран не заинтересованы в развитии транспортной инфраструктуры. А брексит сильно бьет по европейскому бюджету, который можно было бы для этого использовать, сказала на Конференции ECG член Европарламента Инесс Аяла Сендер. И это тоже – один из рисков. 

Все вместе взятые, перечисленные и существующие сегодня риски, естественным образом могут повысить цены на новые автомобили. В том числе и в Украине. Причем, в течение ближайших лет. 

Как сообщил AUTO-Consulting директор компании AVTOLOGISTIKA Павел Гайдай, который принимал участие в Конференции ECG в Мадриде, «Автомобильный рынок ждут большие изменения. Очевидно, что уже сегодня всем участникам рынка нужно выходить за рамки классической концепции ведения автомобильного бизнеса и делать что-то новое. Но создавать новое находясь в отношениях прямой конкуренции будет невероятно сложно. 

Нужны новые способы построения бизнес-отношений. Таким новым, к примеру, может быть построение отношений, базирующихся на конкурентном сотрудничестве – co-opetition вместо прямой конкуренции. 

В будущем конкуренцию выиграют те компании, которые, научатся сотрудничать со своими конкурентами. Именно способность к сотрудничеству будет определять тех, кто выживет на будущем турбулентном рынке, и тех, кто сойдет со сцены» - резюмировал Павел Гайдай. 

Источник: Autoconsulting